SONEL - удобно, точно, надежно!
Наша библиотека
Закон о техническом регулировании
ПРИКАЗ № 703 от 25.10.2005г. «О лицензировании деятельности по продаже электрической энергии и обязательной сертификации электрической энергии в электрических сетях общего назначения»
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2004
Федеральный закон об основах охраны труда в РФ от 23 июня 1999 г. N181-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)»
Изменения, которые вносятся в постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие порядок функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности)
Приказ №216 от 30 апреля 2008 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28 июня 2008 г. № 476 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)"
ФЗ об обеспечении единства измерений
ГОСТ 13109-97. Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
ГОСТ Р 50571. Электроустановки зданий
ГОСТ Р МЭК 61140-2000. Защита от поражения электрическим током
ГОСТ Р 51000.3-96 Общие требования к испытательным лабораториям
ГОСТ Р 51000.4-96
ГОСТ 22261-94 Cредства измерений электрических и магнитных величин. Общие технические условия.
ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP)
ГОСТ Р 50345-99. Автоматические выключатели для защиты от сверхтоков бытового и аналогичного назначения
ГОСТ Р 50030.2-99 Автоматические выключатели
ГОСТ Р 50807-95 Устройства защитные, управляемые дифференциальным (остаточным) током
ГОСТ 12.1.030-81 Электробезопасность. Защитное заземление. Зануление
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2006 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий
МЭК 61140 (выдержки по классам защиты электрооборудования)
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования
ГОСТ Р 51778-2001 Щитки распределительные для производственных и общественных зданий. Общие технические условия
ГОСТ 12.1.009-76 Электробезопасность. Термины и определения
Правила устройства электроустановок (ПУЭ)
Правила устройства электроустановок в вопросах и ответах
Системы заземления
Программа приемо-сдаточных испытаний электроустановки здания
Нормируемые и предпочтительные параметры УЗО в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50030.2-99, ГОСТ Р 50345-99, ГОСТ Р 51326-99, ГОСТ Р 51327-99
Система уравнивания потенциалов
ПТЭЭП - Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей
СО 153-34.21.122-2003 Инструкция по устройству молниезащиты зданий, сооружений и промышленных коммуникаций
СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение
СНиП 3.05.06-85 Электротехнические устройства
СП 31-110-2003 Свод правил по проектированию и строительству. Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий
ПР 50.2.006-94 ГСИ. Поверка средств измерений. Организация и порядок проведения.
ПР 50.2.009-94 ГСИ. Порядок проведения испытаний и утверждения типа средств измерения.
ПР 50.2.004-94 ГСИ. порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже
ПР 50.2.002-94 ГСИ. порядок осуществления государственного метрологического надзора за выпуском, состоянием и применением средств измерений, аттестованными методиками выполнения измерений, эталонами и соблюдением метрологических правил и норм
ПР 50.2.003-94 ГСИ. порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством товаров, отчуждаемых при совершении торговых операций
ПР 50.2.017-95 положение о российской системе калибровки
61557-1-2005 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты
61557-2-2005 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 2. Сопротивление изоляции
61557-3-2006 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 3. Полное сопротивление контура
61557-4-2007 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 4. Сопротивление заземления и эквипотенциального соединения
61557-5-2008 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 5. Сопротивление заземлителя относительно земли
61557-6-2009 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 6. Устройства защитные, управляемые дифференциальным током, в ТТ и TN системах
61557-7-2009 Электробезопасность. Аппаратура для испытания, измерения или контроля средств защиты. Часть 7. Порядок следования фаз
ГОСТ Р 52319-2005 Безопасность электрического оборудования для измерения, управления и лабораторного применения. Часть 1. Общие требования
ГОСТ Р 51317.4.7-2008 (МЭК 61000-4-7:2002) Общее руководство по средствам измерений и измерениям гармоник и интергармоник для систем электроснабжения и подключаемых к ним технических средств
ГОСТ Р 51317.4.30-2008 (МЭК 61000-4-30:2008) Методы измерений показателей качества электрической энергии
ГОСТ Р 54149-2010 Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения
Наша библиотека
Главная // Наша библиотека // Нормы, правила, стандарты // ПР 50.2.017-95 положение о российской системе калибровки

ПР 50.2.017-95 положение о российской системе калибровки

ПР 50.2.017-95

ПРАВИЛА ПО МЕТРОЛОГИИ

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕДИНСТВА ИЗМЕРЕНИЙ

ПОЛОЖЕНИЕ О РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЕ КАЛИБРОВКИ

Дата введения 1995-05-15

Предисловие

РАЗРАБОТАНЫ Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС Госстандарта России)

ВНЕСЕНЫ Управлением технической политики в области метрологии

УТВЕРЖДЕНЫ приказом Госстандарта России от 24.04.1995 г. № 54

ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ с 15.05.1995 г.

ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Настоящий документ устанавливает основные положения по организации, структуре, функциям Российской системы калибровки, права и обязанности входящих в нее юридических лиц независимо от форм собственности.

Настоящий документ распространяется на метрологические службы юридических лиц, аккредитованные в Российской системе калибровки, на аккредитующие органы в Российской системе калибровки и на другие органы и организации, входящие в Российскую систему калибровки.

Настоящий документ учитывает основные положения следующих документов:

Положение о Комитете Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 1994 года № 825;

Положение о государственных научных метрологических центрах, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года № 100;

Правила по метрологии ПР 50-732-93 "ГСИ. Типовые положения о метрологической службе государственных органов управления Российской Федерации и юридических лиц".

Положение о территориальных органах Госстандарта России (приказ от 27 мая 1994 г. № 85).

1. Определения

В настоящем документе применяют следующие термины с соответствующими определениями.

1.1. Система калибровки - совокупность субъектов деятельности и калибровочных работ, направленных на обеспечение единства измерений в сферах, не подлежащих государственному метрологическому контролю и надзору и действующих на основе установленных требований к организации и проведению калибровочных работ.

1.2. Метрологическая служба - совокупность субъектов деятельности и видов работ, направленных на обеспечение единства измерений.

1.3. Аккредитующий орган - орган, осуществляющий аккредитацию метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ.

2. Предмет деятельности

Основным предметом деятельности Российской системы калибровки (РСК) являются:

2.1. Регистрация аккредитующих органов.

2.2. Аккредитация метрологических служб юридических лиц (далее - метрологических служб) на право проведения калибровочных работ.

2.3. Калибровка средств измерений.

2.4. Установление основных принципов и правил РСК, организационное, методическое и информационное обеспечение деятельности РСК.

2.5. Инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ.

3. Организационная структура

3.1. Комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), государственные научные метрологические центры, органы Государственной метрологической службы, метрологические службы государственных органов управления, аккредитованные метрологические службы юридических лиц в совокупности образуют Российскую систему калибровки, выполняющую свои функции и следующую правилам, устанавливаемым настоящим документом.

3.2. В организационную структуру РСК (приложение 1) входят: Центральный орган РСК, Совет РСК, Научно-методический центр РСК, аккредитующие органы РСК, метрологические службы юридических лиц, аккредитованные на право проведения калибровочных работ.

3.2.1. Центральный орган РСК и Научно-методический центр РСК назначаются Госстандартом России.

3.2.2. Государственные научные метрологические центры и органы Государственной метрологической службы и метрологические службы юридических лиц, способные выполнять соответствующие функции, регистрируются в Российской системе калибровки в качестве аккредитующих органов РСК по их заявкам.

3.2.3. Центральный орган образует Совет РСК.
Совет РСК формируется из числа руководителей метрологических служб государственных органов управления, руководителей аккредитующих органов, руководителей аккредитованных метрологических служб юридических лиц, представителей отраслей народного хозяйства и предприятий, научно-исследовательских институтов и объединений, государственных научных метрологических центров, органов Государственной метрологической службы, а также других заинтересованных в РСК обществ и объединений. Председатель Совета РСК избирается на 3 года членами Совета открытым голосованием на общем собрании.
Совет РСК созывается по инициативе центрального органа РСК не реже одного раза в год или по инициативе не менее 1/3 ее состава для разрешения срочных вопросов, касающихся деятельности Российской системы калибровки.

4. Функции

4.1. Центральный орган РСК, Совет РСК, Научно-методический центр РСК
4.1.1. Центральный орган РСК, координирующий деятельность субъектов РСК, осуществляет следующие функции:
- устанавливает основные принципы, правила РСК;
- принимает решения о регистрации аккредитующих органов;
- осуществляет контроль за деятельностью аккредитующих органов;
- рассматривает апелляции по результатам аккредитации;
- взаимодействует с калибровочными службами других стран и с международными калибровочными союзами, принимает решения о присоединении к международным калибровочным союзам и соглашениям по калибровке; - организовывает ведение Реестра РСК.

4.1.2. Совет РСК осуществляет следующие функции:
- формирует предложения по основным принципам и правилам функционирования РСК;
- разрабатывает рекомендации по совершенствованию деятельности РСК;
- рассматривает проекты законодательных и нормативных актов в области калибровки, готовит предложения об утверждении или внесении изменений и дополнений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;
- определяет основные направления в проведении исследований в области калибровки;
- рассматривает и определяет направления международного сотрудничества в области калибровки; - рассматривает экономические и финансовые аспекты в работе РСК.

4.1.3. К основным функциям Научно-методического центра РСК относятся:
- разработка нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность в стране; - регистрация и ведение Реестра РСК;
- участие в работе комиссий по регистрации аккредитующих органов РСК;
- подготовка и представление на утверждение в Центральный орган РСК материалов по регистрации аккредитующих органов РСК;
- организация и координация разработки, метрологической экспертизы и аттестации методик калибровки средств измерений;
- участие в проведении проверок выполнения требований, предъявляемых к аккредитующим органам РСК и к метрологическим службам на право калибровки средств измерений;
- создание банка данных и банка нормативных документов по калибровочной деятельности, издание информационных материалов о деятельности РСК, справочников об аккредитованных метрологических службах;
- пропаганда и распространение научно-технических знаний в области метрологии, организация обмена опытом специалистов-метрологов, занимающихся калибровочной деятельностью;
- осуществление консультационной деятельности по вопросам РСК;
- установление контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами (объединениями);
- проведение мероприятий по подготовке и повышению квалификации кадров в области калибровочной деятельности;
- осуществление сбора и анализа информации о калибровочной деятельности в стране и за рубежом; - разработка предложений по дальнейшему развитию и совершенствованию РСК.

4.2. Аккредитующие органы РСК
К основным функциям аккредитующих органов относятся:
- аккредитация метрологических служб в соответствии со своей специализацией и осуществление инспекционного контроля за соблюдением требований к проведению калибровочных работ;
- обеспечение передачи размеров единиц аккредитованным метрологическим службам от государственных или международных эталонов;
- разработка, формирование (комплектация) и актуализация фонда нормативных документов по калибровочной деятельности данной специализации;
- оформление и выдача аттестата аккредитации метрологическим службам на право калибровки средств измерений, представление материалов для внесения в Реестр РСК аккредитованных метрологических служб; - принятие решения о признании зарубежных сертификатов о калибровке или калибровочных знаков и доведение принятых решений до сведения заинтересованных юридических лиц;
- отмена или приостановление действия выданных от имени данного аккредитующего органа сертификатов о калибровке средств измерений;
- ведение перечня аккредитованных метрологических служб и подготовка для опубликования информации по результатам аккредитации;
- организация повышения квалификации и аттестации персонала;
- проведение метрологической экспертизы нормативных документов по калибровке средств измерений; - калибровка средств измерений, оформление результатов калибровки.

4.3. Аккредитованные метрологические службы юридических лиц
К основным функциям аккредитованных метрологических служб относятся:
- калибровка средств измерений, в т.ч. для сторонних организаций;
- обеспечение надлежащего состояния калибровочного оборудования и помещений;
- подготовка и переподготовка кадров;
- разработка методик калибровки средств измерений;
- соблюдение правил, устанавливаемых настоящим документом и другими документами в области калибровочной деятельности.

5. Обязанности, права и ответственность

5.1. Центральный орган РСК

5.1.1. Центральный орган обязан:
- соблюдать требования настоящего документа;
- своевременно рассматривать и в случае положительного решения утверждать документы по калибровочной деятельности;
- принимать решения о регистрации аккредитующих органов РСК;
- своевременно рассматривать и принимать решения по апелляциям субъектов РСК;
- своевременно информировать субъектов РСК об изменениях в организации и деятельности РСК;
- оказывать аккредитованным метрологическим службам юридических лиц необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
- принимать необходимые меры для развития и совершенствования калибровочной деятельности в стране.

5.1.2. Центральный орган РСК имеет право:
- утверждать решения Совета РСК;
- проводить контроль деятельности аккредитующих органов РСК и при отрицательных результатах аннулировать сертификат аккредитующего органа РСК;
- аннулировать "Аттестаты аккредитации на право проведения калибровочных работ" у метрологических служб юридических лиц ;
- получать от аккредитующих органов РСК информацию о результатах аккредитации метрологических служб юридических лиц;
- заключать от имени РСК соглашения, договора, контракты с национальными и международными калибровочными службами.

5.1.3. Центральный орган РСК несет ответственность за:
- своевременное внедрение нормативных документов в РСК;
- правильность организации контроля деятельности аккредитующего органа РСК;
- своевременное информирование субъектов РСК об изменениях в организации и деятельности РСК; - развитие и совершенствование РСК.

5.2. Совет РСК

5.2.1. Члены Совета РСК обязаны:
- соблюдать требования настоящего документа;
- содействовать реализации функций Совета РСК;
- присутствовать на заседаниях Совета РСК, активно участвовать в ее работе;
- в установленные сроки выполнять решения Совета РСК.

5.2.2. Члены Совета РСК имеют право:
- инициировать внеочередной созыв Совета РСК, если его необходимость подтверждают не менее 1/3 состава Совета РСК;
- выходить с предложениями в центральный орган РСК о внесении дополнений и изменений в нормативные документы, регламентирующие деятельность РСК;
- участвовать в комиссиях по аккредитации метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ;
- участвовать в установлении контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами от имени РСК;
- проводить экспертизу нормативных документов, регламентирующих калибровочную деятельность;
- получать информацию от центрального органа РСК, научно-методического центра РСК, аккредитующих органов РСК, необходимую для проведения анализа функционирования РСК и выработки предложений по ее совершенствованию и развитию.

5.3. Научно-методический центр РСК

5.3.1. Научно-методический центр (НМЦ) РСК обязан:
- соблюдать требования настоящего документа;
- оказывать метрологическим службам необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
- своевременно предоставлять субъектам РСК необходимую информацию в области калибровочной деятельности;
- регулярно осуществлять анализ калибровочной деятельности в стране, по результатам которого вносить изменения в нормативные документы, регламентирующие калибровочную деятельность, с целью ее развития и совершенствования;
- сохранить конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну предприятий - субъектов РСК.

5.3.2. Научно-методический центр РСК имеет право:
- представлять на утверждение в центральный орган РСК проекты решений, нормативных, а также других документов, подготавливаемых НМЦ РСК в соответствии с настоящим документом;
- участвовать в проведении контроля деятельности субъектов РСК;
- получать от субъектов РСК всю необходимую информацию для осуществления анализа и координации калибровочной деятельности в стране;v - выходить с предложениями в центральный орган РСК о внесении изменений в нормативные документы, регламентирующие калибровочную деятельность в стране, с целью ее развития и совершенствования;
- участвовать от имени РСК в обсуждении международных соглашений в области калибровки средств измерений и организации калибровочных служб, установлении контактов с национальными и международными калибровочными службами и союзами, заключении договоров о взаимном признании национальных систем аккредитации калибровочных лабораторий.

5.3.3. Научно-методический центр РСК несет ответственность за:ЗАО «Эксплей»
- полноту и правильность разработки комплекта нормативных документов, регламентирующих организацию и порядок осуществления калибровочной деятельности в стране;
- своевременное выполнение анализа калибровочной деятельности;
- качество информационного обслуживания субъектов РСК;
- разглашение конфиденциальной информации о субъектах РСК.

5.4. Аккредитующие органы РСК

5.4.1. Аккредитующий орган РСК обязан:
- соблюдать требования настоящего документа;
- в полной мере соблюдать условия договоров об аккредитации метрологических служб;
- своевременно осуществлять инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ;
- оказывать метрологическим службам необходимую помощь в организации калибровочной деятельности;
- своевременно предоставлять субъектам РСК необходимую информацию в области калибровочной деятельности.

5.4.2. Аккредитующий орган РСК имеет право: - беспрепятственно посещать аккредитованные им метрологические службы юридических лиц для осуществления контроля деятельности и качества калибровочных работ;
- аннулировать или приостанавливать действие "Аттестатов аккредитации на право калибровки средств измерений" при отрицательных результатах контроля выполнения требований, предъявляемых к аккредитованным метрологическим службам;
- в пределах своей компетенции проводить экспертизу методик калибровки средств измерений, а также других нормативных документов и давать предложения о внесении изменений в них в случае необходимости;

5.4.3. Аккредитующий орган РСК несет ответственность за:
- обеспечить передачи размеров единиц от государственных эталонов эталонам, принадлежащим аккредитованным метрологическим службам;
- своевременную аккредитацию метрологических служб по их заявкам в соответствии с договорами;
- своевременный инспекционный контроль за соблюдением аккредитованными метрологическими службами требований к проведению калибровочных работ;
- своевременное информационное и методическое обслуживание аккредитованных метрологических служб;
- своевременное принятие мер, обеспечивающих выполнение требований, предъявляемых к метрологическим службам, аккредитованным на право калибровки средств измерений;

5.5. Аккредитованные метрологические службы

5.5.1. Метрологическая служба обязана:
- соблюдать требования настоящего документа и требований к выполнению калибровочных работ;
- соответствовать требованиям аккредитации;
- обеспечивать качество выполняемых калибровочных работ;
- проводить калибровку только по тем областям измерений, которые входят в область аккредитации;
- вести учет всех предъявляемых претензий к качеству проведенной калибровки;
- не использовать прав аккредитованной метрологической службы по истечении срока действия аттестата аккредитации;
- своевременно оплачивать расходы, связанные с проведением контроля;
- обеспечивать уполномоченным представителям аккредитующего органа доступ в соответствующие помещения для проверки соответствия требованиям аккредитации и (или) для наблюдения за проведением работ по калибровке средств измерений;
- предоставлять возможность ознакомления с результатами внутрилабораторных проверок системы обеспечения качества работ по калибровке средств измерений и проверок качества калибровок; - принимать участие (при необходимости) в межлабораторных сличениях;
- уведомлять в течение месяца аккредитующий орган об изменениях в статусе, структуре, технической оснащенности, которые могут повлиять на качество калибровки или на область деятельности метрологической службы, признанной при аккредитации;
- соблюдать установленные и (или) согласованные сроки проведения калибровки;
- поверять свои эталоны в установленные сроки.

5.5.2. Метрологическая служба имеет право:
- калибровать средства измерений, в том числе для сторонних организаций;
- выдавать сертификаты о калибровке и ставить калибровочные знаки от имени аккредитующего органа, аккредитовавшего данную метрологическую службу.
Примечание: калибровочный знак наносят на средство измерений в случае, когда по условиям договора требуется удостоверить, что действительные значения метрологических характеристик средства измерений соответствуют требованиям нормативного документа на данное средство измерений;
- пользоваться услугами аккредитующего органа в соответствии с заключенным договором;
- указывать в рекламных материалах и различных документах, что метрологическая служба аккредитована аккредитующим органом;
- аннулировать сертификаты о калибровке средств измерений, гасить оттиски калибровочного клейма в случае несоответствия действительных значений метрологических характеристик нормированным или обнаружения неисправностей средств измерений, делающих их эксплуатацию невозможной, а также в других случаях, предусмотренных нормативной документацией;
- изменять сроки калибровки средств измерений с учетом их эксплуатационных свойств и (или) условий эксплуатации;
- проводить контроль состояния средств измерений и давать необходимые предписания, исключающие возможность эксплуатации неисправных средств измерений;
- беспрепятственно посещать все подразделения предприятия, эксплуатирующие или хранящие средства измерений, подлежащие калибровке, в соответствии с режимом, установленным на предприятии;
- получать от должностных лиц предприятия необходимую информацию о наличии, состоянии и условиях эксплуатации средств измерений.
Руководство предприятия на свое усмотрение может предоставить метрологической службе дополнительные права.

5.5.3. Метрологическая служба несет ответственность за:
- состояние средств измерений на предприятии, подлежащих калибровке;
- качество выполняемых калибровочных работ;
- состояние эталонов, принадлежащих предприятию;
- правильность установления сроков калибровки.

6. Финансирование

6.1. Субъекты РСК осуществляют свою деятельность в соответствии с настоящим документом на принципах самоокупаемости.

6.2. Работы и услуги, оказываемые субъектами РСК: калибровка средств измерений, разработка и экспертиза нормативных документов, информационное и методическое обслуживание, регистрация аккредитующих органов РСК, аккредитация метрологических служб юридических лиц на право проведения калибровочных работ, внесение субъектов РСК в Реестр РСК, другие услуги, оплачиваются заинтересованными лицами в соответствии с условиями заключения договоров.

7. Знак РСК

7.1. Российская система калибровки имеет свой знак, форма и размеры которого приведены в приложении 2.

7.2. Знак РСК наносится на бланки, штампы РСК, а также на другие документы РСК. Место и порядок нанесения (применения) знака РСК устанавливает Центральный орган РСК.

Приложение 1

Аккредитующие органы рск

Приложение 2

ФОРМА И РАЗМЕРЫ ЗНАКА РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ КАЛИБРОВКИ

Начертание и способ построения знака высотой 100 мм должны соответствовать указанным на чертеже.
Номинальные размеры высоты знака следует выбирать из ряда: 2,2; 4; 6; 10; 16; 25; 40; 100 мм.

форма и размеры знака российской системы калибровки