SONEL - удобно, точно, надежно!
Библиотека
Нормы, правила, стандарты
Справочник
Статьи
Протоколы
Испытания
Теория
Библиотека
Главная // Библиотека // Центр знаний // Статьи // Доклад Министра энергетики С.И.Шматко в рамках «Правительственного часа» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (3 июня 2009 года)

Доклад Министра энергетики С.И.Шматко в рамках «Правительственного часа» на заседании Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (3 июня 2009 года)

В июне 2008 года с окончанием реорганизации ОАО «РАО «ЕЭС России» завершена структурная реформа, создана новая структура отрасли. В ее составе генерирующие компании, инфраструктура (технологическая и коммерческая, включая Некоммерческое партнерство «Совет рынка», инвесторы, а также потребители и сбытовые компании.

С изменением структуры отрасли, соответственно, принципиально изменилась и система ее регулирования. У этой системы сегодня 4 уровня. На уровне Правительства создана Правительственная Комиссия по вопросам развития электроэнергетики, Федеральный штаб по безопасности энергоснабжения, функционируют региональные штабы по безопасности. На ведомственном уровне Минэнерго взаимодействует с ФСТ, ФАС, Министерством экономики, Ростехнадзором, МЧС, работает с региональными органами власти.

Совершенствование системы управления, с учетом появляющихся задач и накопленного опыта, будет, безусловно, продолжаться. В частности, хотел бы подчеркнуть, что энергетика — это отрасль, на которой строится система жизнеобеспечения всех регионов нашей страны. Поэтому в новых условиях резко возрастает роль государственного регулирования и контроля за деятельностью возникших в рамках реформирования компаний. Требуется большая нормотворческая работа, а также необходимо формирование эффективных механизмов контроля и надзора как на уровне государства, так и на уровне саморегулируемых организаций — участников рынка.

Кризис внес существенные коррективы в показатели работы электроэнергетики за 2008 год. По его итогам электропотребление увеличилось на 1,9%, но это стало следствием роста экономики в течение первых трех кварталов. В четвертом квартале началось падение промышленного производства и, соответственно, падение спроса на электроэнергию. В ноябре-декабре электропотребление снизилось до уровня 2006 года.

Установленная мощность генерирующего оборудования по России в 2007 г. — 215,4 ГВт, в 2008 г. — 216,1 ГВт. Продолжилось старение оборудования: 58,6% генерирующего оборудования отработало парковый ресурс полностью, более четверти генерирующего оборудования выработало парковый ресурс на 80%, а степень износа электросетей составляет 63,1%. Эти цифры еще раз убедительно показывают необходимость масштабных инвестиций в электроэнергетику, даже с учетом падения потребления в кризисный период.

Следующий показатель работы электроэнергетики — вводы генерирующих объектов. За 2008 — начало 2009 г. введены ряд объектов, крупнейшими из которых являются блок № 11ТЭЦ-21, бл. № 4 ТЭЦ-27 ОАО «Мосэнерго», увеличение мощности 1-го и 2-го блоков Бурейской ГЭС ОАО «РусГидро», Ново-Кемеровская ТЭЦ ОАО ТГК-12.

По итогам 2008 г. введено около 1700 МВт генерирующих мощностей, в том числе ОГК/ТГК — около 1200 МВт. Также в эксплуатацию было введено около 11000 км сетевых объектов, подстанций суммарной мощностью 22570 мегавольт/ампер.

После ликвидации ОАО «РАО ЕЭС России» ключевой задачей перед вновь образованным Минэнерго России стала подготовка энергетического оборудования и персонала к работе в зимних условиях. Именно в это время отрасль традиционно проходит серьезные испытания при максимуме энергетических нагрузок, проверяя свою готовность к работе подчас в самых экстремальных условиях.

При этом надо учитывать, что в ОЗП 2008-2009 годов в электроэнергетики уже не было вертикально-интегрированной структуры управления, а в большинстве генерирующих компаний появились новые собственники. Поэтому испытание проходила и новая система регулирования отрасли.

Правительство взяло под особый контроль вопросы:
— определения перечня регионов с высокими рисками ограничения энергоснабжения и разработки программ снижения рисков в них;
— мониторинга готовности энергообъектов к работе в ОЗП;
— накопления нормативных запасов топлива;
— полноты проведения и своевременности окончания ремонтной кампании.

Для обеспечения надежной работы в осенне-зимний период был определен перечень из 8-ми регионов высоких повышенных рисков. Для них был разработан и выполнен комплекс мероприятий, которые минимизировали риски нарушения надежности работы энергосистемы и безопасности электроснабжения потребителей.

В целом большая энергетика страны прошла зиму 2008-2009 года без значительных сбоев и аварий. Практически отсутствовали проблемы со снабжением топливом объектов электроэнергетики. Имевшие место массовые отключения потребителей из-за неблагоприятных погодных условий на Дальнем Востоке, в Европейской части России при взаимодействии сил отраслевых предприятий, МЧС и регионов в основном оперативно и своевременно устранялись. Уровень взаимодействия энергетических компаний и других служб при ликвидации аварий и результаты их работы можно оценить как «удовлетворительный».

Таким образом, функционирование Единой энергетической системы России и электроснабжение потребителей в осенне-зимний период (с 01.10.2008 по 31.03.2009) осуществлялось в соответствии с установленными параметрами надежности.

Эффективно работала межведомственная кооперация. В частности, было организовано взаимодействие угольных компаний, РЖД, генерирующих компаний в решении проблемного вопроса снабжения углем на этапе подготовки к ОЗП.

По сравнению с ОЗП 2007-2008 годов количество случаев ввода ограничений потребления снизилось этой зимой на 61,3%, отключений ЛЭП системообразующей сети — на 22%, отключений генерирующего оборудования 150 МВт и выше — на 13,7%. Это говорит о том, что проведенная подготовительная работа и постоянный контроль за ходом выполнения комплекса мероприятий позволили провести ОЗП 2008-2009 гг. с высоким уровнем надежности.

В то же время стало понятно, что в период подготовки к ОЗП у Минэнерго в новых условиях нет достаточных полномочий и инструментария для эффективного контроля за вопросами, связанными с формированием запасов топлива и проведением ремонтов оборудования. По этим вопросам ведется доработка соответствующих нормативно-правовых документов, в том числе на уровне федеральных законов.

Важный результат прошедшего года — продолжение формирования нормативно-правовой базы отрасли. С мая прошлого года по май 2009-го Правительством приняты соответствующие правовые акты, в разработке которых участвовало Минэнерго. Во исполнение ФЗ «Об электроэнергетике» было принято 6 постановлений Правительства в т.ч. по таким важнейшим вопросам:

№ 411 от 10 мая 2009 «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (в части уточнения правил трансляции нерегулируемых цен);
№ 118 от 14.02.2009 «О внесении изменения в Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям» (в части льготных сроков и условий оплаты присоединения мелких потребителей);
№ 476 от 28.06.2008 «О внесении изменений в некоторые Постановления Правительства Российской Федерации по вопросам организации конкурентной торговли генерирующей мощностью на оптовом рынке электрической энергии (мощности)»;
№ 637 от 25.08.2008 «Об организации деятельности правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба)»;
№ 819 от 07.11.2008 «О предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике».

А также другие нормативные акты.

В части потребления электроэнергии — снижение уровня потребления электроэнергии, в некоторых регионах России — кардинально.

В сфере платежной дисциплины — увеличение темпа роста неплатежей на оптовом и розничном рынках.

В инвестиционной сфере — ухудшение инвестиционных условий, значительное снижение в 2009 году запланированных ранее объемов финансирования. Как следствие — снижение темпов строительства по сравнению с ранее запланированными объемами. Первая ключевая тенденция — снижение электропотребления проявилась в первой декаде октября 2008 года.

По состоянию на май 2009 года (с начала года) средний объем снижения составил 5,86%.

При том, что изменение электропотребления по регионам достаточно существенны — от минус 25% в Республике Марий Эл, до плюс 2.5%. в Амурской области.

Под вопросом оказалась реализация многих промышленных проектов, для обеспечения которых электроэнергией планировалось и велось строительство генерирующих и сетевых объектов.

Необходимо отметить, что мониторинг ситуации на рынке электроэнергии осуществляется Министерством энергетики совместно с ФАС и «Советом рынка». При Минэнерго создана и функционирует рабочая группа по мониторингу расчетов на рынках электрической энергии. Группа готовит ежемесячный доклад о состоянии расчетов с анализом причин возникновения задолженности.

С начала 2009 года на оптовом рынке отмечается падение средних нерегулируемых цен на электроэнергию. Сокращается разрыв между средними нерегулируемыми ценами и тарифами.

Вместе с тем, при достаточно стабильной ситуации на оптовом рынке, наблюдается рост цен на розничном рынке, который определяется рядом следующих факторов.

Прежде всего, это падение потребления и, как следствие, распределение постоянных платежей за мощность на уменьшающееся потребление.

Сбытовые компании по действующей модели рынка, помимо покупки электрической энергии, обязаны оплачивать всю располагаемую мощность, включенную в баланс ФСТ. Объем этой мощности не зависит от колебаний потребления. В результате, при снижении потребления электроэнергии, купленной по свободным ценам, средневзвешенные нерегулируемые цены на электроэнергию с учетом мощности могут увеличиваться, так как обязательства по оплате мощности остаются неизменными и распределяются на сокращающееся количество единиц потребленной электроэнергии. При этом неравномерность снижения потребления электрической энергии (мощности) в отдельных регионах по сравнению со средним по ценовой зоне приводит к различному уровню роста цены на мощность в различных регионах).

В качестве регионов, в которых значительное снижение потребления привело к повышению цен, можно назвать Ивановскую область, Карелию, Курскую и Вологодскую области.

Следующий фактор связан с механизмом формирования базы для расчета тарифов, определенной в 2007 году и их последующей индексацией.

Эти тарифы, на основании которых через индексацию формируются тарифы на последующие годы, были определены с учетом разных видов перекрестного субсидирования (межтерриториального, между группами потребителей, между электроэнергией, мощностью и теплом). Сегодня это требует уточнений. Такую работу ФСТ с «Советом рынка» уже проводит.

Далее, изменение доли нерегулируемой цены на электроэнергию и мощность в общем объеме потребления, имея в виду предусмотренную Законом либерализацию рынка, естественно влечет за собой рост розничной цены в случае, если цена выше регулируемого тарифа. Цены в ряде (но не во всех) регионов выше тарифов. Прежде всего, потому, что нерегулируемые цены определяются по общим правилам для всех участников оптового рынка.

В качестве примеров, в которых с начала года произошел значительный рост, можно привести Красноярский край, Иркутскую область, Республику Хакасия.

Здесь мы видим одним из решений принятие правил долгосрочного рынка мощности.

Финансово-экономический кризис привел также к росту объемов просроченной задолженности по оплате энергии. На оптовом рынке задолженность перед Производителями на 22.05.2009 составляет 28,9 млрд. руб. На розничном перед Гарантирующими поставщиками на 15.05.2009 — 96,6 млрд. руб.

Рост неплатежей означает усиление долговой нагрузки на гарантирующих поставщиков, генерирующие и сетевые компании, ставит под угрозу надежность энергоснабжения потребителей.

В наиболее сложном положении оказались не обладающие крупными активами так называемые Гарантирующие поставщики, не имеющие крупных активов и ограниченные в доступе к кредитным ресурсам. Задолженность потребителей транслируется Гарантирующими поставщиками на оптовый рынок, а это может вызвать проблемы с оплатой текущих расходов (за топливо и ремонт) генерирующими и сетевыми компаниями.

Нами разработаны и находятся на заключительной стадии согласования изменения в правила функционирования рынков электроэнергии, регламентирующий процедуры введения ограничений энергоснабжения. Прорабатывается вопрос о синхронизации платежей на оптовом и розничном рынках, что позволит сократить кассовые разрывы у Гарантирующих поставщиков.

Максимальный объем накопленной задолженности сформирован в Объединенной энергосистеме Юга. На 01.06.09 он составляет около 17 млрд. руб. За 2009 год он вырос более чем на 7 млрд. руб. Наибольшую задолженность имеет МРСК Северного Кавказа — 10 млрд. руб. Эта задолженность формировалась по причинам:
Несвоевременного предоставления регионами документов для получения субсидий
Высокого уровня сверхнормативных коммерческих потерь
Низкой платежной дисциплине в регионе

Ключевой мерой для стабилизации данной ситуации является подготовка предложений по финансовому оздоровлению МРСК Северного Кавказа, в т.ч. с учетом государственной поддержки.

А теперь хотел бы доложить ключевые задачи, стоящие перед Министерством в текущем году.

Среди них — подготовка и координация прохождения предстоящего ОЗП 2009-2010.

Кроме этого, контроль за реализацией инвестиционной программы 2009 г., подготовка инвестпрограмм 2010-2012 гг., включая контроль за завершением юридического оформления договоров предоставления мощности на оптовый рынок (ДПМ) и целевым использованием инвестиционных средств частными генерирующими компаниями.

Повышенное внимание уделим координации работы по приоритетным проектам в электроэнергетике: энергоснабжению объектов Саммита АТЭС, Олимпиады-2014 в Сочи, строительству БТС и ВСТО, продолжению строительства БЭМО и др.

Будет продолжено совершенствование нормативно-правовой базы по функционированию секторов оптового рынка электроэнергии (запуск долгосрочного рынка мощности, рынка системных услуг), совершенствование механизма ценообразования на розничных рынках.

Важной задачей является уточнение Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2020 года.

Особого внимания требует разработка проектов, обеспечивающих инновационное развитие электроэнергетики.

Также важным направлением нашей работы является развитие проектов международного сотрудничества в электроэнергетике. Подготовка государственной программы энергосбережения и программы обеспечения эффективности работы энергокомпаний также становится важной задачей Министерства на предстоящий год.

Кроме того, необходимо принять технические регламенты в электроэнергетике.

Особо хотел бы остановиться на подготовке к предстоящему прохождению ОЗП 2009-2010. Правительством было поручено провести соответствующую работу, которая включает в себя следующие основные направления:

подготовка топливного энергетического баланса для обеспечения надежного энергоснабжения потребителей;
контроль за заготовкой топлива в соответствии с утвержденными нормативами в установленные сроки;
усиленный контроль за своевременным проведением ремонтной кампании;

Одним из основных показателей работы министерства являются вводы генерирующих мощностей. В 2009 году ожидается ввод в объеме около 2200 МВт ряда крупных объектов. В том числе:
ТЭЦ-26 (ОАО «Мосэнерго») — 420 МВт;
Каширская ГРЭС (вводится ОАО «ОГК-1») — 330 МВт;
Ивановские ПГУ (вводит ОАО «Интер РАО ЕЭС») — 325 МВт; Первомайская ТЭЦ-14 (ввод ОАО «ТГК-1») — 180 МВт.

Ввод осуществляется в рамках реализации инвестиционной программы отрасли и обеспечивает надежность и бесперебойность электро- и теплоснабжения соответствующих регионов. Инвестиционные программы реализуются как компаниями с государственным участием, так и частными компаниями.

Совокупный объем инвестиционной программы организаций электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, на 2009 год составляет 550 млрд. руб.

Министерством энергетики разработан и отчасти уже реализован ряд мер по сдерживанию роста цен для конечных потребителей. На основании предложений Минэнерго, 10 мая 2009 года Постановлением Правительства № 411 были внесены изменения в действующие правила розничного рынка. Данные изменения обеспечивают создание равных условий оплаты электроэнергии и мощности по нерегулируемым ценам на розничных рынках, в первую очередь, снижая средневзвешенные цены для малых и средних потребителей, что, в свою очередь, существенно улучшит условия расчетов по нерегулируемым ценам на розничных рынках. Кроме того, подготовлен ряд изменений в нормативно-правовые акты, которые исключают возможность трансляции цены мощности по цене, выше фактической цены конкурентного отбора мощности. Изменения предполагают также формирование более прозрачной системы ценообразования на оптовом рынке в части свободных договоров на электроэнергию и мощность. Подготовлены также проекты изменений в федеральное законодательство, направленные на установление ответственности сбытовых компаний за нарушение правил трансляции нерегулируемых цен на розничном рынке электроэнергии. Также подготовлены предложения в правила оптового рынка, касающиеся введения особого режима расчета цен в случае их значительного изменения.

Традиционно в центре внимания Министерства являются меры по поддержке населения, а также малого и среднего бизнеса. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2007 г. № 205 и от 28 июня 2008г. № 476 определены темпы либерализации электроэнергетики, что не затронет население.

После принятия постановления Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 19 о льготном присоединении предприятий малого и среднего бизнеса, из 46 тысяч заявок на технологическое присоединение, более половины — это заявки малого предпринимательства.

В современных условиях особое значение приобретает разработка государственной программы энергосбережения. В основе данной программы — целевые показатели по сокращению энергоемкости внутреннего регионального продукта субъектов РФ и комплекс мер, направленный на массовую реализацию в регионах типовых инвестиционных проектов с максимальным энергосберегающим и экономическим эффектом.

Хочу подчеркнуть, что речь идет не о пилотных, а о типовых проектах, прежде всего таких как внедрение энергосберегающего осветительного оборудования, использование местных топливно-энергетических ресурсов на основе современных энергосберегающих технологий, модернизация технологического оборудования объектов коммунальной сферы и других. Международная деятельность России в сфере электроэнергетики направлена на формирование благоприятных внешних условий по обеспечению развития отрасли, расширение экспортного рынка российской электроэнергии, формирование благоприятного инвестиционного климата и содействие привлечению в электроэнергетику иностранных инвестиций, усиление влияния России на международном уровне.

Объем экспорта электроэнергии ЕЭС в 2008 г. составил 20,57 МВт. Основные направления экспорта Финляндия, Казахстан (более 73% экспортных поставок). Электроэнергия поставлялась также в Латвию, Литву, Монголию и Норвегию. На сегодняшний день на российском рынке работает ряд крупных иностранных инвесторов, в том числе Fortum (Финляндмя), ENEL (Италия), E. ON (Германия).

Россия участвует в соглашении о параллельной работе энергосистем БРЭЛЛ (Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы). Развивает международное сотрудничество в рамках электроэнергетического Совета СНГ (ЭЭС СНГ). Приоритетной задачей в отношениях между Европой и странами СНГ и Балтии является проект синхронного объединения энергосистем Востока и Запада. Совместная работа ЕЭС/ОЭС и UCTE — этот способ повышения надежности функционирования энергосистем, оказания взаимопомощи в аварийных ситуациях, оптимизации распределения резервов, улучшения использования генерирующих мощностей и первичных энергоресурсов. Такая работа создаст техническую инфраструктуру для формирования общеевропейского рынка электроэнергии.

Кроме того, в сфере энергосберегающих технологий налаживаются хорошие связи с иностранными партнерами — было создано «Российско-Немецкое энергетическое агентство», образованное с участием немецкого энергетического агентства «dena» в соответствии с договоренностями по итогам переговоров Президента РФ с Федеральным Канцлером Германии. В завершении хочу сказать, что успешная реализация задач развития отрасли требует тесной и слаженной работы с депутатским корпусом в части скорейшего принятия ряда законодательных актов.

Имею в виду, прежде всего, проекты Федеральных законов о технических регламентах: «О безопасности электрических станций и сетей», «Безопасность низковольтного оборудования» «О безопасности высоковольтного оборудования», которые внесены на рассмотрение в Государственную Думу 29.10.2008.

Также черезвычайно важным является принятие следующих проектов федеральных законов:

«Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения энергетической и экологической эффективности российской экономики». А также проект Федерального закона «О теплоснабжении», направленный на создание комплексной системы правового регулирования отношений в сфере теплоснабжения, возникающих в процессе производства, передачи, распределения, сбыта и потребления тепловой энергии.

Мы рассчитываем на поддержку Государственной Думы, понимание вами важности надежной и эффективной работы отрасли для экономики страны и для всех наших граждан.

Благодарю за внимание.